суббота, 28 марта 2015 г.

Конспект курса: Международное лидерство и Организационное поведение от Università Bocconi. Неделя 2

На 2й неделе мы говорим о культуре.


Есть несколько утверждений:
  • Культура - комплексное понятие, имеющее множество определений.
  • Ее можно описать как привычный способ мышления, действий и взаимодействия.
  • Г. Хофстеде определили ее как "программное обеспечение для ума"(“the software of the mind”).
  • Как и ПО, культуру можно обновить.
Три важных характеристики культуры:
  • культура "делимая"; Она одинаковая для всех членов группы
  • изучаемая; Вы не рождаетесь с культурой, Вы ее наблюдаете и взаимодействуете с ней.
  • носит долгосрочный характер. Чтобы культура сформировалась требуется время. И чтобы ее изменить также потребуется значительное время.
Культура не монолитна, В большой группе может быть несколько подгрупп со своей культурой на разных уровнях. Например:
  • национальная культура,
  • региональная культура,
  • профессиональная культура,
  • организационная культура и т.д.
Эти культуры могут перекрывать друг друга и члены одной культуры также могут быть под влиянием и других культур.
Г.Хофстеде разработал наиболее популярную теорию измерения культур:
  • Высокое/низкое избегание неопределенности
  • Дистанцирование от власти.
  • Краткосрочная и долгосрочная ориентация на будущее.
  • «Мужской» и «женский» тип.
  • Индивидуализм и коллективизм.
Э.Холл разработал теорию высококонтекстуальных и низкоконтекстальных культур. Речь идет об отношению к контексту — информации, окружающей и сопровождающей то или иное культурное событие.

Страны, в которых контексту (информация имеет решающее значение для понимания смысла
и взаимодействия между людьми) придают высокое значение (по Э.Холлу) (высококонтекстуальные культуры):
  • Италия,
  • Япония,
  • Саудовская Аравия,
  • Китай,
  • Филлипины,
  • Франция,
  • Греция, 
  • Венгрия,
  • Россия и т.д.
Такие культуры отличает:
  • невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;
  • серьезная роль невербального общения и умения «говорить глазами»;
  • излишняя избыточность информации, поскольку для общения достаточно первоначальных фоновых знаний;
  • отсутствие открытого выражения недовольства при любых условиях и результатах общения.
Страны, в которых обратная ситуация (низкоконтекстуальные культуры):
  • Германия,
  • Израиль,
  • Дания
  • Швейцария,
  • Скандинавия, 
  • США
  • Новая Зеландия
Подобные культуры отличает:
  • прямая и выразительная манера речи;
  • незначительная доля невербальных форм общения;
  • четкая и ясная оценка всех обсуждаемых тем и вопросов;
  • оценка недосказанности как недостаточной компетентности или слабой информированности собеседника;
  • открытое выражение недовольства.
Эмоционального интеллекта недостаточно! Эмоциональный интеллект  - это способность человека понять и управлять его / ее собственные и чужие эмоции. ОН имеет культурную составляющую. Наши интерпретации эмоций, эмоциональных проявлений сильно отличаются от культуры к культуре. 
Для того, чтобы эффективно влиять и управлять эмоциями людей в другой культуре, вы должны быть знакомы с эмоциональными нормами и скриптами той культуры, к которой они принадлежат.
Вот почему менеджерам, работающим в международных компаниях, нужен культурный интеллект.
Структура культурного интеллекта:
  1. "Ум" (познавательный аспект): специальные знания о культуре, и мета-знания о культурной динамике и знания о том, как научиться быстро  чужой культуре.
  2. "Сердце" (мотивация / отношение): само эффективность и настойчивость в адаптации к новой культуре.
  3. «Тело» (навыки): адаптивные вербальное/ невербальное поведение и компетенции (например, коммуникативные навыки, управление конфликтами и т.д.)
Что почитать:
  1. Культурный интеллект:  Earley & Mosakowski (2004) "Research Edge: Toward Culture Intelligence: Turning Cultural Differences into a Workplace Advantage", Academy of Management Executive (1993-2005), Vol. 18, No. 3 (Aug.,2004), pp. 151-157
  2. Сайт Г.Хофстеда предлагает много информации по культурные особенности http://geert-hofstede.com/cultural-tools.html 
  3. Теория Г.Хофстеде: http://hrm.ru/db/hrm/AB6A09FB5EF42CF2C32576A0007D1C62/glossary.html
  4. Видео о ПО для ума: https://vimeo.com/20922227

Комментариев нет:

Отправить комментарий